Туристский или
туристический ?
Итак, возвращаясь к
поднятой теме об употреблении прилагательных «туристский» и «туристический»,
так любимой в нашей альма-матер.
Если обратиться к помощи ресурса
www.gramota.ru, то можно почерпнуть
следующую информацию из опубликованных там словарей:
Толково-словообразовательный словарь:
ТУРИСТСКИЙ прил.
1. Соотносящийся по знач. с сущ.: турист, туристка,
связанный с ними.
2. Свойственный туристу, туристке, характерный для них.
3. Принадлежащий туристу, туристке.
Русское словесное ударение:
туристский [сск] (к туристи туризм); туристская палатка, база;
туристский сезон, маршрут
Толково-словообразовательный словарь:
ТУРИСТИЧЕСКИЙ прил.
1. Соотносящийся по знач. с сущ.: туризм, связанный с ним.
2. Свойственный туризму, характерный для него.
Русское словесное ударение: туристический (к туризм);
туристическое бюро; туристическая виза, поездка
Туристский и туристический (http://spravka.gramota.ru/difficulties.html?let=т&id=193)
Вопрос:
Скажите, пожалуйста, как различать значения паронимов
туристский и туристический? Туристическая или туристская база, ботинки,
палатка, маршрут.
Ответ:
Прилагательное туристский образовано непосредственно от
слова турист и имеет значение "относящийся к туристу (туристам)":
туристская палатка, туристская база, туристский сезон, туристские ботинки.
Прилагательное туристический связано по смыслу с существительным туризм и
значит "относящийся к туризму": туристическое бюро, туристическая виза,
туристическая поездка.
Это различие не всегда существенно. Так, маршрут можно
назвать и туристским, и туристическим, но, например, говоря о фирме,
организации, деятельности, используют только слово туристический:
туристическая компания. В значении "группа туристов" - только туристская
компания.
Заметим, что в слове туристский наблюдается стечение
четырех согласных стск, что делает это прилагательное неудобным для
произношения. Этим, видимо, и объясняется большая популярность слова
туристический как "замены" туристскому.
Различай:
Туристский и туристический
Использование на сайтах
Как уже подмечалось, для контентного наполнения сайтов
используется своеобразный стиль изложения. Особенности его связаны в
первую очередь со сложностью чтения с монитора, по сравнению с печатным
текстом, когда пользователь всегда читает меньше с экрана, чем готов
читать на бумаге (элементарно глаза устают). Ну и в немалой степени
сказывается необходимость делать сайт таким, чтобы его легче находили
через поисковики, а значит в текстах надо использовать именно те слова,
которые чаще ищут пользователи сети интернет.
Воспользовавшись статистическим сервисом службы
Яндекс Директ,
выясняем, что в течение месяца (июнь 2005 г.) словосочетания с
прилагательными «туристский» и «туристический» пользователи
запрашивали на Яндексе
в следующем соотношении:
туристский: 23 790 запросов
туристический: 343 046 запросов
Как видим различие на порядок. Статистика беспристрастна
– на сегодня среди пользователей интернет явно большей популярностью
пользуется прилагательное «туристИЧЕСкий»
Вот такое получилось мини-исследование, если кому
интересно.
Большого всем творческого успеха,
Петр
|